Для просмотра меню нажмите ПЛЕЙЛИСТ

Партнер

Помощь Эксперта

Глава VI. Кундравинский Бог

25.02.2019

Осматривая витрины Эрмитажа в 2013 году, в одном из залов (№ 162) я случайно заметил две деревянные скульптуры «Христа в узах», аналогичные скульптуре «Кундравинский Бог», находящейся в челябинском музее. И я задумался: а какова его история?

«Чёрен, как кундравинский Бог» - так звучит уральская пословица. Объяснение этой пословице дал шадринский лексикограф, историк и фольклорист В.П. Бирюков в своей книге «Урал в его живом слове. Дореволюционный фольклор», вышедшей в 1953 году. Он пишет: «В селе Кундравы, теперь районном центре Челябинской области, до революции в местной церкви стояло вырезанное из дерева изображение святого, почерневшее от времени и своим видом пугавшее суеверных людей».

Ярким подтверждением пословицы являются детские воспоминания 50-х гг. XX века жительницы Миасса, опубликованные в газете «Миасский рабочий»: «Это был одновременно и человек, и идол, и божество. Он сидел в задумчивости, подперевшись рукой, и глаза его выражали скорбь и печаль по человечеству, спасти которое он был призван и по вине и за грехи которого мученически погиб. Величиной этот бог был в три человеческих роста. Из одежды на нем имелась лишь набедренная повязка, и раскрашен он был в неистовых сине-красных тонах. До сих пор помню то состояние страха и ужаса, которое, кто знает почему, наводил на меня образ Спасителя, в общем-то доброго и жестоко за нас пострадавшего. Или его корявая сине-красная деревянность, или громадный рост, или что-то дикое, темное, мистическое, из глубины веков, жившее в этом монстре, было тому виной, но что-то неуютное, необъяснимое отталкивало меня и вселяло почти животный ужас».

Сейчас вид деревянной фигуры Христа уже не вызывает столь гнетущие ощущения, т.к. ее первоначальный облик был восстановлен путем удаления поверхностного загрязнения реставратором по дереву и заведующим отделом реставрации Челябинского государственного краеведческого музея В.И. Таушкановой. С докладами об истории и способах реставрации «Кундравинского Бога» она выступала на международных и межрегиональных конференциях, посвященных изучению деревянных культовых скульптур. По мнению ученых, традиция создания скульптурных изображений сидящих фигур «Страдающего Христа» появилась на Руси в XVIII веке из Европы, где они были известны с XIV (Польша) и XV века (Германия). Мотив «Христос в темнице» взят из Библии, где описывается, как римские солдаты, насмехаясь, надели на него терновый венец и «багряницу» и назвали «Царь Иудейский».

История скульптуры «Кундравинский Бог» такова: она была изготовлена в начале XIX века отставным солдатом Степаном Лазаревым из станицы Степная Троицкого уезда Оренбургской губернии (ныне село Степное Пластовского района Челябинской области) из цельного куска кедрового дерева около полуметра в диаметре (внутри она полая). Местный священник станицы отказался поместить скульптуру в церковь в связи с запретами идолопоклонства, а также с ассоциациями со скульптурами католиков, с которыми православная церковь всегда была в противостоянии. Позднее наследники Степана Лазарева продали фигуру «Иисус в темнице» Агафье Андреевне Дмитриевой, которая перевезла его в Кундравинскую станицу, где хранила дома 10 лет, а потом передала в местную церковь (поэтому скульптура изначально получила название «Агафьин Бог»). По сведениям из «Кундравинской летописи», в 1869 году этот храм разрушился, и «сохранившаяся часть иконостаса» (возможно, вместе с «Агафьиным Богом») была перенесена в кладбищенскую Трехсвятительскую церковь. В 1876 году была построена новая церковь во имя великомученицы Параскевы, где в 1915 году кундравинскую скульптуру Христа описывает епископ Челябинский Сильвестр (Ольшевский): «В Кундравинском храме есть образ (статуя) Спасителя, заключенного в темницу и сидящего в терновом венце. Образ поставлен в приделе и пользуется особенным благоговейным почитанием среди богомольцев». В 1929 году, судя по фотографии из фондов Челябинского государственного краеведческого музея, эта скульптура попадает в экспозицию антирелигиозной выставки. В 1930-х годах «Кундравинского Бога» перевезли в Миасский краеведческий музей, а в 1959 году – в Челябинский, где с 2007 года по 2013 год она находилась на реставрации. На данный момент реставрация приостановлена в связи с отсутствием специалиста.
__________
Велитченко В.В. История "Кундравинского Бога" // Краеведческий сборник Чебаркульского района: сборник краеведческих работ. – Челябинск: ООО «Абрис-принт», 2017. – С. 135-138
__________
Отдел по туризму и охране культурного наследия МУ «Управление культуры, молодежной политики, спорта и туризма администрации Чебаркульского муниципального района»

Автор: Велитченко Вадим, старший методист